18.11.2008
Особая атмосфера тренингов личностного роста

Трудно рассчитывать на глубокие изменения личности. Задача группы тренинга личностного роста – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет научиться воспринимать и лучше понимать себя.

Тренинг личностного роста – это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой . Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Основная же гуманистическая идея заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.

Изначально предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения. Преимущество в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек.

Тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников . Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам перед его началом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил для группы у самой группы. Так, с самого начала, будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера с участниками .

В желательно отсутствие жесткого сценария. Эффективнее всего не думать, когда и какие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть (или чувствовать) атмосферу в группе и поступать соответственно ей. Конечно, степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач вашего . Если вы хотите обучить людей простым, стандартным навыкам общения, то вам такая неопределенность ни к чему. Но, чем более глубокие уровни общения вы затрагиваете, тем больше поможет вам эта неопределенность.

Созданию доверительной и непринужденной обстановки на способствует помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей.

И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения .

Помимо этого, можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не несущие серьезной смысловой нагрузки, включая их в различные досуговые вечера для молодежи. Это поднимет интерес к таким вечерам и встречам, поможет подросткам «раскрепоститься».

Большой интерес вызывают у подростков упражнения, связанные с раскрытием их внутреннего мира, лежащего в подсознании человека и расшифровка символических образов, увиденных с помощью медитационных упражнений. Но подходить к проведению таких упражнений нужно осторожно.

Необычная атмосфера, которая возникает на тренингах, способствует раскрепощению ее участников, вызывая огромный интерес и желание стать постоянным участником .

Правила поведения в тренинговой группе

1. Единая форма обращения друг к другу на «ты» и по имени.
Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на «ты», включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников .
2. Общение по принципу «здесь и теперь».
Во время все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
3. Конфиденциальность всего происходящего.
Все, что происходит во время , ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне . Это поможет участникам быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
4. Персонификация высказываний.
Безличные слова и выражения типа «Большинство людей считают, что...», «Некоторые из нас думают...» заменяем на «Я считаю, что...», «Я думаю...». По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.
5. Искренность в общении.
Во время говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.
6. Уважение к говорящему.
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.
7. Не опаздывать!
Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники «разрежают» его.

Вы объясняете участникам все эти правила, даете ответы на все возникающие вопросы. Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятыми группой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий должен следить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правило все-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.

Что нужно знать тренеру

Как научиться быть тренером? Участвовать в тренингах и проводить их самому как можно больше. В данной ситуации вы – не учитель, который должен «научить жить», вы лишь помогаете каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.

Наиболее оптимальная позиция ведущего – позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самим собой. Вы только помогаете, всю активную проводит сам участник.

Ведущий должен стараться создать нестандартную обстановку. Это будет способствовать интересу к и раскрепощению его участников. Оптимально – круговое расположение участников на стульях вместе с тренером. Можно даже всем сесть на пол. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства в соответствии со сменой характера общения. Здесь имеется в виду то, что для игр и заданий, которые будет предлагать ведущий участникам, может потребоваться достаточно места для их проведения. Помещение, где будет проходить занятие, не должно быть слишком тесным. Желательно, чтобы группа чувствовала себя достаточно свободно в помещении, но в то же время и не терялась в нем. Здесь следует исходить из количества участников . Свет в помещении не должен быть очень ярким. Желателен магнитофон, фонограммы различных темпов и ритмов.

Вообще, ведущий – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобы они не нарушались. Его цель – не демонстрация своих блестящих способностей (работа для группы), а помощь в построении отношений общения между участниками (работа с группой). Для создания игрового процесса ведущий может чередовать различные эмоциональные состояния участников, учитывать смену возможных ритмов , менять формы общения.

Самая большая ошибка – думать, что тренер – «гений общения». Он элегантен, остроумен, артистичен и может найти выход из любого положения. Это традиционный взгляд на лидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен быть активным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но как это мешает контакту с участниками! Тренер должен быть самим собой и не бояться этого.

Еще один стереотип: тренер-учитель, то есть человек, который обладает огромным запасом психологических знаний. Вместо роли всезнающего Учителя лучше выбрать роль Организатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, а участники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависеть от них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс , а сами участники – за его результаты. Ценность такого подхода в том, что снижается зависимость участников от тренера. Тренер должен вступить с участниками не в дружеские, а в специальные рабочие отношения. Основная задача начинающего тренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.



document.write('TRN.com.ua');

Компания: 
TRN.com.ua