26.11.2008
Методы психотерапии

Анализ используемых в телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике методов показывает, что основные причины, заставлявшие психологов-практиков, психотерапевтов обращаться к данным методам, могут быть сведены в следующие основные группы:

1) телесный опыт как необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности;
2) физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем;
3) тело как своеобразная "материализация" (воплощение) структуры личности и психологических проблем;
4) тело как канал и способ "аргументации" и воздействия на личность;
5) использование тела в целях самопознания, самовоспитания;
6) телесный опыт как средство формирования эзотерического сознания и эзотерической личности.
1. Телесный опыт как необходимая составляющаячеловеческого существования, условие его полноты и цельности
Телесный опыт в терминах опыта непосредственно-чувственного рассматривается рядом психологов-практиков как основа развития опыта субъективного, опыта, активно .используемого человеком для достижения своих задач и целей. Этот опыт необходим для развития опыта ценностного и опыта рефлексии, для формирования опыта привычной активности, операционального опыта и опыта сотрудничества. (А.

К.Осницкий). Расширение непосредственно-чувственного опыта позволяет расширить и возможности опосредованного освоения действительности расширить нашим творческие возможности, возможности интуитивного, метафорического освоения окружающих нас обстоятельств. Кроме того, развитие непосредственно-чувственного опыта является одним из важнейших условий личностного развития и формирования субъективного отношения к своим возможностям и тем задачам, которые ставит перед нами окружение: позволяет расширить возможности нашего зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного, кинестетического восприятия, увереннее ориентироваться в самых разнообразных условиях.
Телесный опыт является своеобразным залогом конвенциональной картины человеческого существования (Х.Пиаже, Б.Г.Кравцов). Зыбкость внутренней картины мира, отсутствие внутренней конвенциональности по причине смещения акцента в воспитании и обучении на вербально-логические формы и способы приводят к неоправданно лишним затратам энергии (и психической, и телесной) и, в конечном счете - к астенизации психики.
2. Физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем
Успешность решения жизненных проблем человеком напрямую зависит от его общего физического состояния и энергетического потенциала. Пониженный энергетический потенциал, слабость или болезнь негативно влияют на способность решения проблем и на поиск путей выхода из конфликтов. Физиология как-бы заслоняет психологические проблемы. Человек физически ощущает свою неспособность их решать.
Физические упражнения, приемы телесно-ориентированной психотехники, даже простейшие разминочные комплексы, упраженения в раскрытии суставов и связок повышают общий энергетический потенциал человека, создает предпосылки успешного решения личностных проблем. Высокой эффективностью обладают в этой связи традиционные психофизиченские упражнения, прямо аппелирующие к энергетической структуре человека йога, тайцзицюань, цигун, тайцэм-цигун и др. (3, 4, 6, 20). Возможен и способ повышения энергетики организма с опорой на т.н. мышечное мизансценирование, когда, составив себе рецепт энергичного человека (интенсивное двигательное поведение; захватывающие широкие движения; сильная немного покачивающая походка; расправленные назад плечи; наполненная грудная клетка др., ), можно поднять энергетику, но на время, т.к. происходит физическое истощение организма. Эффективность применения данного рецепта также сильно зависит от способности к перевоплощению.
Связь физической сферы, культуры тела с культурой психической деятельности и личностным ростом прослеживается во многих философских системах Востока (исихазм, даосизм, йога). Так, в традиционном Китае широкое распространение получают системы, имевшие общее наименование гунфу (в отечественной литературе чаще кунг-фу). Являясь неотъемленным составным элементом культуры психической деятельности, эти системы были теснейшим образом связаны с различными религиозно-философскими, социокультурными и политическими традициями и институтами старого Китая, выполняя разнообразные функции: психотерапевтические, оздровительные, воспитательные (психопропедевтические), профилактические и т.. (1, 2, 14).
Под термином "гунфу" (досл.: прилежание, , стараться) в контексте традиционной китайской культуры психической деятельности подразумевается любая деятельность человека, призванная содействовать его морально-психическому самоусовершенствованию и оптимизации его психологического, этического и физического состояния в соответствии с предписаниями тех или иных учений, в рамках которых культивировалась эта практика (12). Движению (дун), , ориентированной на тело, в этих системах придавалось огромное значение.
3. Тело как своеобразная "материализация" (воплощение) структуры личности и психологических проблем
Признанным авторитетом в данном направлении "ориентированной на тело" виде психотерапии является Вильгельм Райх (18). Характер индивидуума по мнению Райха выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря, организованного в своеобразные "защитные сегменты". Расслабление ("рассасывание") психологического и физического панциря в сочетании с аналитической способствует решению личностных проблем, совершенствованию человека.
Психологическая травма и даже незначительное физическое повреждение, по мнению Иды Рольф, создательницы метода структурной интеграции (или, в ее честь, - рольфинга), - выражается в небольших, но постоянных изменениях тела. Сочетание рольфинга с той или иной формой психотерапии прекрасно помогает освободить психологические и эмоциональные блоки, способствует продвижению в других областях (18).
Многие техники гештальт- терапии ориентированы на расширение сознания собственного тела и способа дыхания. Подавление сознания, по мнению Перлза (17), - это процесс в большей степени механический, который проявляется при напряжении мускулов различных частей тела. Обнаружение "замороженных" в теле эмоций делает возможной реакцию на них, переживание подавленного опыта еще раз, но на этот раз до конца. Только тогда этот опыт перестает блокировать другие переживания и делает возможным их полное переживание (17).
4. Тело как способ "аргументации" и канал воздействия на личность
Телодвижения, жесты, мышечные зажимы, воплощая (материализуя) особенности структуры личности и психологических проблем могут одновременно служить цели обратной связи, способом аргументации. Обращение к такому каналу воздействия на личность человека особенно показано в случаях когнитивных, вербальных "блокировок" и защит. Используемые в этом случае физические контакты психотерапевта с клиентом (напр., "контакты доверия" - взять руки клиента в свои руки, положить руку на его руку, усадить его рядом и др.) способны не только разрушить барьер отчуждения между ними, но и снять некоторые из этих "блоков". При этом, несомненно, необходимо учитывать индивидуальные, национально-культурные и половозрастные особенности телесной чувствительности человека.
Канал "телесной аргументации" особенно хорошо в случаях, когда отношения между людьми "зашумлены", искажены установками, предвзятыми мнениями и суждениями, излишне концептуализированы. Так, приемы телесно-ориентированной психотехники доказали свою эффективность в случаях психокоррекции межличностных внутрисемейных отношений.
5. Использование тела в целях самопознания и самовоспитания
Телесный опыт и телесная рефлексия представляют собой дополнительную "модальность" самопознания, модальность, не менее важную, чем остальные. В этом ключе рассматривается телесно-ориентированная практика в биоэнергетике, являющейся своеобразным "способом познания своей личности в терминах тела и его энергетических процессов" (19). Человек, ощупывая различные части собственного тела, тела партнера, совершая вместе с партнером различные движения, толчки, шлепки - обогащает собственное внутреннее содержание. Такого рода приемы, направленные на осознание себя и других более полно, принятие себя активно используются в психосинтетических методах с личностью. Психосинтез также исходит из концепции целостности, цельности человеческого существования (это, собственно, отражено в названии) и имеет в своем арсенале многочисленные приемы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники.
Уже с ХУП века известны системы физического воспитания, педагогики, основывающиеся на психотехнических принципах. Так, англичанин Джон Локк (ХУП век) считал, что только двигательные упражнения и танец способны воспитать мужественность и придать приятное чувство уверенности в себе.
И.М.Сеченов отмечал, что функционирование человеческого организма представляет единое целое и в этой связи различные физические упражнения оказывают влияние не только на отдельные группы мышц человека, но и на его душевные процессы (8). Основные положения другого теоретика физической культуры П.Ф.Лесгафта подчеркивают роль физического воспитания как необходимого средства формирования гармонично развитого человека. Такое гармоническое развитие должно основываться на единстве физических и духовных сил человека и происходить при ведущей роли сознания.
В середине 1920-х годов в различных странах развиваются идеи т.н. "самовоспитательного" направления. Исходным пунктом его было учение об единстве тела и души человека. Главная задача преподавателя в таком случае состояла в том, чтобы помочь человеку в его "стремлении к самовыражению". Считалось допустимым то, что ученики сами выбирали учебный материал по физическому воспитанию.

Единство тела и души - базовый принцип восточных систем телесно-ориентированной психотехники. Любое движение в данной традиции - это гимнастика, "хореография ума" (одна из монографий так и называется -16). Замедление движения, лучшая проработка его фрагмента, переход на уровень тонких, экстрасенсорных ощущений преследует прежде всего цель - подойти к рубежу, когда "внутреннее и внешнее едино". В таком случае вступают в силу одни, единые законы функционирования и жизни; познание, направленное на себя, оборачивается познанием Вселенной, макрокосма - и наоборот.
6. Телесный опыт как средство формирования эзотерического сознания и эзотерической личности

Анализ литературы по эзотерическим учениям (в том числе - практических руководств) выявляет почти обязательное обращение авторов к приемам двигательной (телесно-ориентированной) психотехники (5. 7, 9, 10 и др.). На первых этапах сознательного восхождения к высотам эзотерической личности, на этапе фальсифицирования привычной реальности и формирования другой, в такой же степени полноценной (не сна и не "майи" (13)) телесные переживания способствуют выполнению этих задач, позволяют достигнуть непривычных, особых ощущений и состояний. Непривычность переживаемых ощущений рассматривается в этих практических руководствах в качестве своеобразного критерия успешности восхождения к высотам эзотерической личности (15). Замыкая, воплощая (от "в-плоть", "в-тело") психическое в телесном адепт разрушает привычную реальность, концентрирует сознание в теле, органах, через которые "проявляется у человека высшее духовное начало, когда человек приготовит себя к его восприятию с помощью переработки своих чувств и чувства, гармонизирующие с высшей духовностью" (10).

Отметим, что не только Востоку приписывается заслуга разработки приемов телесно-ориентированной психотехники, нацеленных на формирование эзотерического сознания. Примеры религиозной "хореи" в истории нашей православной церкви - яркий тому пример.

Подводя итог обобщению существующих в области телесно-ориентированной психотерапии и психотехники подходов, следует признать ситуацию, сложившуюся в данной области, как парадоксальную. Рассложив непосредственно-чувственный и опосредованный, вербально-логический опыт, отдав в воспитании и обучении приоритет второму виду опыта. Общество, Культура, наконец, мы с Вами пытаемся осуществить "возврат к телу", и через это - достичь целостности, цельности. Но ситуация отчасти трагична, ибо, говоря словами известного философа - "ни мы не можем отождествить себя с телом иди духом, ни противопоставить себя тому или другому в отдельности" .

document.write('Шрамко Елена Петровна');



document.write('Шрамко Елена Петровна');

Компания: 
Шрамко Елена Петровна