Что такое проблемная лекция?

1

Автор: Раис Ахметович Фaтxутдинoв, доктор экономических наук, профессор РАГС и Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства.

На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом.

Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.

При решении проблем управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей. 1 — с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке; 2 — с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями; 3-е...

0 0
2

Проблемная лекция

В отличие от информационной лекции, на которой студенты получают интерпретированную преподавателем информацию, на проблемной лекции, новый теоретический материал подается как неизвестное, которое необходимо открыть, решил вши проблемную ситуацию Задача педагога заключается в необходимости прогнозировать проблемную стратегию обучения, обеспечить участие студентов в анализе возникшего противоречия, привлекать их к решению проблем них ситуаций, учить выдвигать оригинальные пути их решения, учить анализировать полученную новую информацию в свете известных теорий, выдвигать гипотезы и использовать различные методы для их решенияя.

Дидактические особенности проблемной лекции освещены в исследованиях МИ Махмутова, ОМ Матюшкина, В окон, ММ Скаткин, ИЯ Лернера, AB Фурмана и других ученых, которые сформулировали понятие \"проблема\", \"проб проблемных ситуация \",\" проблемное обучениеція", "проблемне навчання".

На проблемной лекции привлечение...

0 0
3

5

Л 2. Проблемные лекции и лекции проблемного характера в образовательной системе

Лекции проблемного характера — один из важнейших элементов проблемного обучения студентов. Процесс усвоения учебной информации не может быть сведен лишь к ее восприятию, запоминанию и воспроизведению. Знания, полученные студен тами, становятся глубокими только в результате их собственной познавательной активности. Формирование активности и составляет ядро проблемного обучения, в процессе которого резко возрастает роль таких видов познавательной деятельности студентов, как поиск ответов на проблемные вопросы, поставленные преподавателем, исследование определенных положений теории и практики, самостоятельное составле ние и решение нестандартных задач, логический анализ текстов первоисточников и правовых актов, дополнительной литературы и т. п. Данная работа требует примене ния накопленных знаний в различных ситуациях, чему не могут научить учебники.

В системе проблемного...

0 0
4

О проблемной лекции мы будем говорить в связи с активными методами обучения. А сейчас лишь приведем ее содержательные и процессуальные характеристики. В отличие от информационной лекции, на которой студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя — создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.
В ходе их разрешения и в итоге — как результат — студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие — реализовать принцип проблемности при

84...

0 0
5

к. ю. н., доцент Хусаинова Е. Н.

Северо-Кавказский федеральный университет

Проблемная лекция как вид мини-лекции.

Лекция в развивающем образовании остается одной из важнейших оргформ, однако функциональное предназначение лекции и ее место в целостном образовательном процессе принципиально меняется.

Внедрение в современную практику новых образовательных технологий привело к появлению так называемых мини-лекций, которые отличаются от других видов лекций.

В зависимости от типа возникающих у обучающего затруднений можно выделить несколько основных функциональных предназначений и, соответственно, несколько видов мини-лекций.

Рассмотрим подробнее проблемную лекцию как одну из видов мини-лекций.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них...

0 0
6

Классификация и структура лекций

Существуют классификации лекций по различным основаниям: Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер,2000. - С.159.

- месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);

- преимущественной форме обучения (лекции при очном, заочном обучении);

- частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);

- степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).

Однако строгая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно, чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места, времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающей поставленным задачам.

Так, например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью дать студентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и роли в их будущей...

0 0
7

1. Проблемная лекция

Проблемная лекция - форма обучения в
которой привлечение студентов к активной
деятельности осуществляется преподавателем
с помощью создания проблемных ситуаций.
В течение лекции мышление студентов происходит с
помощью создания преподавателем проблемной ситуации
до того, как они получат всю необходимую информацию,
составляющую для них новое знание. Студенты
самостоятельно пробуют найти решение проблемной
ситуации.
Для управления мышлением студентов на проблемной
лекции используются заранее составленные преподавателем
проблемные и информационные вопросы.
Проблемные вопросы – вопросы, ответ на
которые не содержится в прежних знаниях студентов
и которые вызывают интеллектуальные затруднения
у них. Они содержат в себе ещё не раскрытую
проблему, область неизвестного, новые знания, для
добывания
которых
необходимо
какое-то
...
0 0
8

Министерство образования и науки Украины

Украинская инженерно-педагогическая академия

Кафедра педагогики и методики профессионального обучения

Курсовая работа

Применение метода проблемной лекции в высших учебных заведениях

Харьков 2013

Содержание

Вступление

. Теоретический раздел. Проблемная лекция как категория дидактики

.1 История возникновения и применение лекции в учебном процессе

.2 Цель и задания применения проблемной лекции

.3 Требования к реализации метода проблемной лекции

. Практический раздел. Реализация метода проблемной лекции в высшем учебном заведении

.1 Сценарий проблемной лекции

.2 Анализ предложенного сценария проблемной лекции и рекомендации по эффективному использованию проблемной лекции

Выводы

Список использованной литературы

Дополнения

Вступление

В системе образования происходят существенные изменения, которые затрагивают...

0 0
9

ЛЕКЦИЯ 1 «Технология проблемного обучения»

Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. Однако теория проблемного обучения не смогла бы возникнуть без нескольких условий, подготовивших ее. Первое условие - успехи, открытия в психологии, особенно в психологии мышления. Они связаны с исследованиями отечественных ученых - Б.Г. Ананьева, А.Я. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе и, в особенности, С.Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности. Дидактическая теория проблемного обучения опирается на психологические...

0 0
10

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный государственный медицинский университет»

Институт Ментальной Медицины

Факультет клинической психологии и социальной работы

Заочное отделение клинической психологии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика преподавания психологии»

на тему «Методика подготовки проблемной лекции »

Архангельск

2010

Содержание

Введение

Лекция

функции лекции

требования к лекции

классификация лекций

Проблемное обучение

особенности содержания

особенности методики

Заключение

Список литературы

Введение

Преподаватель психологии, конечно, не должен разрабатывать методики для подготовки студентов различных специальностей, проходящих обучение в ВУЗе. Но очевидно, что профессиональная...

0 0
11

Сущность проблемного обучения

1 Определение сущности проблемного обучения. Его основные понятия.

Одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Определение 1. Проблемное обучение – это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся.

Определение 2. Особый вид взаимодействия педагога и обучающихся, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Определение 3. (по М.М. Левиной) – это технология развивающего обучения, основные функции которого заключаются в том, чтобы

стимулировать активный познавательный процесс учащихся, их...

0 0
12

Проблемная лекция

содержание презентации «Проблемная лекция.ppt» Сл Текст Сл Текст 1 Проблемная лекция. 12 решения задач и т.п.). 10. Неполное 2 Проблемная лекция. В ней моделируются изложение интересного для школьников противоречия реальной жизни через их материала с предложением самостоятельно представленность в теоретических изучить указанную литературу. 11. концепциях. Главная цель такой лекции – Привлечение к высказыванию прогнозов приобретение знаний учащимися как бы (например, в ходе решения задач теории самостоятельно. Активная вероятности и математической статистики, учебно-познавательная деятельность должна построения графиков функций и др.). разворачиваться в «зоне ее ближайшего 13 Следует отметить, что проблемность при развития». Только в этом случае усвоение обучении математике возникает совершенно знаний, умений и навыков может привести к естественно и не требует создания существенным качественным изменениям в искусственных ситуаций. По сути, не...
0 0
13

ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В системе образования происходят существенные изменения, которые затрагивают содержание и формы педагогического взаимодействия. Профессиональная компетенция преподавателя требует специальных знаний и умений, направленных на развитие познавательно-коммуникативных потребностей и возможностей студентов, позволяющих ставить и решать проблемы в социальной и профессиональной сферах. Обновление целей образования требует обновления его организационных форм.

Рассмотрим формы организации содержания проблемного обучения. Как отмечает Е. В. Ковалевская, «в современном образовательном процессе, как известно, проблемы возникают в первую очередь тогда, когда имеются противоречия между лежащими в основе этого процесса общепедагогическими категориями: цель, содержание, методы, средства, формы».

В соответствии со словарным определением «форма — внешнее выражение деятельности учителя и учащихся,...

0 0
14

Проблемная лекция

Cтраница 1

Проблемная лекция не ограничивается наличием проблемы, хотя - именно так понимают ее многие преподаватели, а предполагает особую комбинацию материала, подачу информации в таком количестве итак, что образуется проблемная ситуация, основы которой исследуются в дидактике. Специфической чертой проблемной ситуации является ее внутренне противоречивый характер. В силу недостатка в знаниях по изучаемому материалу один факт воспринимается аудиторией как противоречащий другому, создается ситуация интеллектуального затруднения в момент, когда студент осознает наличие проблемы и недостаточность имеющихся у него знаний для ее решения. Подобный прием является одним из наиболее сильно активизирующих: он побуждает к деятельности конфликтным соотношением своих элементов....

0 0
15

Лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Различают следующие виды лекций:

Академ-ая лекция - это традиционно вузовская лекция. Для нее характерны высокий научный уровень, теоретические абстракции, имеющие большое практическое значение. Стиль такой лекции - четкий план, строгая логика, убедительные доказательства, краткие выводы.

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.

Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса) - это обычная и самая...

0 0
Яндекс.Метрика